Быть человеком

Поделиться
  • alt
  • alt
  • alt
  • alt
Автор: Евгения Бахурова

Путь решения проблемы начинается с ее принятия.

Автор

 

Этот материал посвящается той категории родителей, которые находятся на верном пути осознанного родительства и ставят под сомнение обоснованность физического наказания своих (чужих, соседских и других) чад. И очень хочется, чтобы эта аудитория становилась лишь обширнее.

Тема физического наказания ребенка – сложная, с неоднозначным оттенком. Хотя для противников физического воздействия тут не может быть полумер: нельзя — это значит нельзя. Откуда может возникнуть мысль, что «иногда можно»? И снова все оттуда – из детства (мол, «Мне же иногда тоже попадало, и ничего, вырос/ла!). Если мамы и папы воздействовали на нас, уже сегодняшних родителей, таким образом, то и мы в результате транслируем такое же поведение в свою жизнь.

Может быть, пора сказать себе «стоп»? Давайте разбираться в причинах возникновения желания у взрослого человека наказать ребенка, подняв на него руку.

Ребенок плохо себя ведет

Любой ребенок – это в первую очередь ребенок. В нем только идет становление психических процессов и созревание долей головного мозга, занимающее длительное время. Без сомнения родителям гораздо проще общаться со спокойным и слушающимся их чадом, однако на деле все бывает зачастую несколько иначе. Сверхактивность, желание перекричать, ссоры с братьями и сестрами, разбросанные игрушки или свалка на рабочем столе – и вот уже родительское терпение постепенно сходит на «нет» и сами собой срываются с языка примерно такие фразы:

«Если ты не прекратишь, я уже не знаю, что сделаю!» или «Сейчас получишь!», или еще похлеще: «Сейчас ремень возьму!» Прекрасно и браво. Ремень вряд ли поможет, он только вызовет сверхагрессию в ответ.

Ребенок, которого ударили ремнем (рукой или чем угодно) замыкается в себе и начинает копить злобу в адрес близких и, конкретно, в адрес человека, поднявшего на него руку. Да, на первых порах он может прекратить свое гиперактивное поведение. Да, он может замолчать. Но обида внутри сохранится и запишется в программу допустимого поведения, поскольку все, что дети видят вокруг себя (и чаще именно в семье) впоследствии ложится в основу их поведения в их собственных семьях и отношения уже к их детям. Таким образом, ребенок получает жизненную установку: «Прав тот, кто сильнее», и уже позже «успешно» использует ее, пытаясь физически доминировать над другими. А мы, взрослые, потом «удивляемся» и вопрошаем: и почему в нашем обществе повышенный уровень агрессии и насилия?

Что происходит, когда родитель бьет ребенка?

 Отвечает психолог, гештальт-терапевт, специалист по терапии детей и подростков Мария Пелешенко (г. Москва):

«Ситуация, когда родитель поднимает на ребенка руку, случается, когда родитель накапливает эмоции и в неожиданный момент взрывается. Причем провокация со стороны ребенка в данный момент может быть незначительная, и на подобную провокацию родитель может не реагировать пять раз, а вот на шестой – взорваться. При этом ребенок не может установить причинно-следственные связи. В результате ребенок много лет находится в состоянии собственной вины, он начинает бояться выполнить какое-либо действие, т.к. боится наказания. Ребенок начинает блокировать свою активность, а затем она по такому же принципу, как и у родителя — «накопление-прорыв» — начинает бесконтрольно исторгаться. Если родитель позволяет себе иррациональное поведение и, как следствие, физическое наказание ребенка и чем меньше в его поведении присутствует саморегуляции, тем меньше ее будет и у ребенка. Тем самым принцип «накопление-прорыв» закрепляется, а саморегуляция – нет, поскольку ей нужно учиться, а человека, умеющему ей обучить, рядом нет. В подростковом возрасте такие дети становятся замкнутыми и позволяют себе резкие выпады по отношению к родителям. Скандальность становится их второй натурой».

Комментирует детский и семейный психолог, гештальт-терапевт Мария Виноградова (г. Москва):

«Не все родители соглашаются с тем, что бить ребенка недопустимо. «Нас самих и ремнем лупили, и подзатыльники давали. И ничего – нормальными людьми выросли», — парируют приверженцы «кнута», не осознавая, насколько серьезные проблемы создают физические наказания. Помимо очевидной физической боли ребенок испытывает перманентное чувство страха и ощущение собственной «плохости», которые ведут к понижению самооценки. Наказания приводят к нарушению естественной привязанности родитель-ребенок, к чувству одиночества и ненужности. Известны случаи, когда регулярные физические наказания приводили к неврозу и задержке развития».

___________________________________________________________

Если задуматься о том, что же стоит за физическим наказанием, то, оказывается, это прежде всего родительское бессилие: невозможность уделить время, чтобы выслушать ребенка, разобраться в ситуации, а также вымещение собственного гнева и обиды.

___________________________________________________________

А теперь мнения родителей:

Ирина, мама двоих детей:

 «Почему нельзя бить детей? Ну, наверное, в первую очередь, потому что они физически слабее и не могут ответить. Ведь все мы знаем, что нельзя обижать тех, кто слабее. Но почему-то к собственным детям это правило не всегда применяем. Потому что это сложно: нужно сдержаться и постараться донести свою мысль и негодование словами, желательно не сильно повышая голос. Я считаю, что, унижая ребенка физически, мы выращиваем закомплексованного взрослого. Нужно учиться искать словесные аргументы. Это порой очень трудно, но мы учимся вместе с детьми, в том числе и терпению».

Игорь, папа дочери:

«Я считаю, что бить детей недопустимо, потому что это признак слабости человека как родителя. Воспитание – это работа над определенными качествами личности ребенка, а битье воспитанием на назовешь: это просто проявление внутренней агрессии и не несет в себе воспитательной или родительской функции».

Итак, подведем итоги:

  1. Физическое наказание уже потому плохо, что вызывает скрытую или впоследствии явно проявляемую агрессию в ответ.
  2. Ребенок не учится процессам саморегуляции, напротив, он учится бесконтрольно выплескивать свои эмоции, подобно человеку, наказывающему его.
  3. Поднимая на ребенка руку, мы унижаем его человеческое достоинство и ставим его в позицию жертвы.
  4. Мы травмируем тело, психику и душу. Физически наказания могут спровоцировать неврозы, задержку развития, энурез (недержание мочи), заикание, горловые спазмы, проблемы с выделительной системой, почками.
  5. Мы вызываем желание идти наперекор и бунтовать еще сильнее.
  6. Подобные «воспитательные моменты» на деле оказываются не воспитательными моментами вовсе, а травмоопасными ситуациями, влекущими за собой непредсказуемые последствие со стороны ребенка подобно бомбе замедленного действия.
  7. У ребенка снижается концентрация внимания на своих интересах и учебе, падает успеваемость.
  8. В подавляющем большинстве случаев преступность, алкоголизм и прочие проявления девиантного поведения являются следствием воспитания методом физических наказаний.
  9. Ребенок начинает думать, что воздействовать на человека физически и причинять другому боль – это нормально и в порядке вещей.
  10. На фоне страха и желания мести у ребенка возникают впоследствии проблемы в социальной адаптации и сложности в создании собственной семьи.

По мнению психологов, педагогов и признанию самих родителей, гораздо эффективнее обсудить с ребенком сложившуюся ситуацию и его поведение, не доводя ни себя, ни его до точки кипения с плохо поддающимися контролю выплесками деструктивных эмоций. И, опять же, всегда можно обратиться к специалистам: детским или семейным психологам, которые помогут вам обоим проанализировать сложившуюся ситуацию и в ходе терапии подскажут пути выхода из временного (!) кризиса.

Мира и спокойствия нам всем.

___________________________________________________________

Полезные и удобочитаемые книжки:

  1. Людмила Петрановская «Если с ребенком трудно».
  2. Эда ле Шан «Что делать, если ребенок сводит вас с ума».
  3. Людмила Перельштейн «Осторожно: дети! Или пособие для родителей, способных удивляться».