Быть человеком

Поделиться
  • alt
  • alt
  • alt
  • alt
Подготовила Евгения Бахурова

 

Mens sana in corpore sano.

В здоровом теле здоровый дух.

Латинский афоризм.

 

Всем знакомо ощущение азарта в самом начале какого-либо интересного предприятия или жизненного этапа. И неважно, сколько вам лет и в каком социальном статусе вы находитесь. Так радуется взволнованный первоклассник в предвкушении таинственной школьной поры. Так радуются мама и папа на каждом шаге своего родительства: и за ребенка, и за себя. Так радуется специалист любой области перед началом ожидаемого и многообещающего проекта. Ярко и красочно в начале, черно-бело – в конце. Потому что потом приходит череда будней и каждый день – как по спирали. Накатывает усталость, раздражение, стресс. Дальше – больше. Начинается выгорание. Об эмоциональном и профессиональном выгорании представителей различных социальных групп и о путях выхода из, казалось бы, замкнутого круга мы и поговорим сегодня.

 

 

Специалистам

Так порой чувствую себя я, когда начинаю крупный книжный проект. Сейчас, когда у меня за плечами уже почти 30 книг, я морально готова к «симптомам» выгорания, которые по мере приближения финальных строк произведения неизбежно меня настигнут. А дело происходит так: в самом начале формирования идеи моей рукописи голова еще свежа, мысли бегают стройно и быстро, тело и дух полны воодушевления – и пальцы четко отстукивают свои тысячи знаков. После реализации примерно половины проекта накатывает опустошение. И это еще вполне терпимо, поскольку я знаю, что так бывает со мной почти каждый раз – значит, я отдаюсь процессу как должно. А по завершении рукописи у меня возникает ощущение, как после родов. Психоэмоциональное напряжение вызывает уже физический дискомфорт и даже боль. Ты отдал – и ты пуст. Конечно же, не буквально. Но когда почти каждый раз одно и то же, сил не хватает, и уже заранее становится не по себе. Пора принимать меры.

Как же быть?

Любому специалисту, работающему по дедлайнам, не только журналисту и писателю, будут полезны простые и действенные рекомендации:

  • Адекватно оценивать свои силы в соотношении к отведенному для проекта времени. Иными словами – нужно учиться правильно рассчитывать сроки, чтобы в последние 3-4 дня « не гнать лошадей». Привычное планирование всегда было и остается эффективным инструментом.
  • Делать перерывы и заполнять их согласно вашим личным предпочтениям. Если вы можете расслабиться, просто полежав на полу в позе морской звезды, раскинув ноги и руки – так и отдыхайте.
  • Относясь к работе или проекту гипертрофированно серьезно, вы перегибаете планку ответственности, бессознательно превращая ее в сверхответственность. А она уже тянет за собой сверхнапряжение и сверхожидания. И кому это нужно?

____________________________________________________________

Умение подходить к процессу с юмором. Даже если вы завалили дедлайн – что ж, это повод не рвать на себе волосы, а посмеяться: над собой, ситуацией и над проектом в целом – возможно, он вообще не стоил того, чтобы быть в вашей жизни.

____________________________________________________________

 

Родителям

В ежедневных заботах о любимом чаде и гонке за «идеальным» и «прекрасным», каждый родитель рано или поздно столкнется с проявлениями умственного, физического или психоэмоционального выгорания. Так происходит, когда еще вчера спокойный папа или мама начинают ставить под сомнение свои педагогические знания, умения, навыки и умение их применять – и, в результате, корить себя или срываться на ребенке.

 

Как же быть?

  • Понять, что не бывает как сверхродителей, так и сверхдетей, в смысле, супер-гениев среди малышей и их родителей-тоже. Бывают развитые дети и образованные родители. Не нужно никому ничего доказывать. Я вам абсолютно точно заявляю, как мама, которая работала со своим сыном по методикам раннего развития с его 2х месячного возраста: сейчас уже не уверена, что оно того стоило. Сейчас ему 10, и да, у нас отличная фотографическая память, высокопарная речь и чего только нет из достоинств, но есть и ряд существенных недостатков в плане перегрузки центральной нервной системы и сложностей в установке контакта со сверстниками в силу его внутренней «зрелости». Возможно, я просто перегибала палку из-за своего «комплекса отличницы». Но это опять же моя проблема как амбициозной матери.
  • Научиться дарить время просто себе. Выделять хотя бы один день в неделю для реализации своих желаний. Можно составить список того, что делает вас счастливой: есть методика, по которой нужно записать 100 желаний (не целей) и в свободный, только ваш день, постепенно и со смаком их реализовывать. Массаж? Кулинарные курсы? Спа? Да!

____________________________________________________________

Отбросить стереотипы: умный-глупый, отличник-троечник, спокойный-гиперактивный и прочие. Мы все разные, и по меньшей мере глупо сравнивать двух разных индивидуумов и еще неодобрительно качать при этом головой.

____________________________________________________________

  • Высыпаться. Человеку для восстановления сил требуется 8 часов непрерывного сна. Если даже разум будет загружен прогрессивными идеями выхода из выгорания, но тело при этом будет подавать сигнал бедствия — результата не добьетесь.

 

Руководителям

Многозадачность и поджимающие сроки, постоянный стресс, нежелание или неумение делегировать свои обязанности – вот она, череда будней современного руководителя. Босс априори должен быть сильнее, у него непробиваемая броня – оттого он и босс. А если босс – она, тогда все еще серьезнее, ведь нужно постоянно доказывать всем: этим, тем и – в первую очередь – себе, что достойна, умна и снова достойна. И как же ей, внутри все же остающейся хрупкой женщиной, которой тоже требуется поддержка и иногда спасательный круг, выжить с улыбкой?

Как же быть?

  • Пришла пора учиться все же делегировать некоторые из своих обязанностей доверенным лицам. Конечно, никто не отменят истину: «Если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам», но подчастую нет ничего криминального в том, чтобы поручить тот или иной проект другому человеку. Двойная выгода: вы освобождаете время и занимаетесь совершенно неотложным делом, а ваш заместитель или коллега расправляет плечи от чувства гордости, нужности и профессионализма. Таким образом, вы повышаете не только эффективность труда, но и градус доверия в коллективе.

____________________________________________________________

Быстровыполнимые дела выполняйте сразу, не откладывая в долгий ящик по принципу «от простого к сложному». Старайтесь не планировать более десяти актуальных дел или задач единовременно.

____________________________________________________________

  • Тайм-менеджмент, или техники управления временем. Было написано немало книг, статей, прочитано немало лекций и проведено семинаров, посвященных развитию умения организации своего времени. Можно научиться затрачивать меньше, но получать больше. Это вопрос повышения продуктивности без балансирования на грани выгорания и стресса. Рекомендую к прочтению книги Стивена Р. Кови «7 навыков высокоэффективных людей» и Штаффана Нетеберга «Тайм-менеджмент по помидору». Возможно, и вы сможете отметить нужные для себя моменты и применить их практически.
  • Планируйте отдых. Именно так. Расписывая свои бизнес-задачи и пути их реализации, не забудьте позаботиться о восстановлении персональной батареи питания: учитывайте личные биоритмы, циклы и прочие физические величины.

 

Детям

В условиях загруженности в школах и секциях дополнительного образования нет ничего удивительного в том, что и дети испытывают ежедневный стресс. Система требует от ребенка все больше: правила, рамки, контроль, нормативы – усредненность, доведенная до крайности. А если к школе добавляются еще и родители со своими завышенными ожиданиями и личными комплексами – то «Здравствуй, грусть!» — и это не роман Франсуазы Саган, а каждодневные ощущения.

 

Как же быть?

  • Действовать с детьми заодно, а не против них. Плохие отметки могут быть не проявлением лени, а симптомом выгорания. Станьте другом своему ребенку: проявите участие, поговорите, узнайте, что его беспокоит. Возможно, ему будет трудно преобразовать свои эмоции в слова, но родитель, как наставник, в силах помочь ему в этом. При необходимости поработайте втроем с психологом (вы, ребенок и специалист).
  • В результате проведенного в этом году исследования личности было выяснено, что ребенку невозможно внушить мысль об ответственности, а пугать последствиями — бессмысленно. Наоборот, нужно дать этой маленькой личности полную свободу. Я не говорю о том, что нужно зажечь сигарету и предложить ребенку закурить. Речь о возможности делать выбор самостоятельно, а не подчиняться мнению старшего, будь то родитель, учитель или школа. Тогда ребенок сможет чувствовать себя хозяином своих решений и в случае неудачи самостоятельно же нести за них ответственность.
  • Иногда можно и сделать паузу. Если вы видите, что сын или дочь эмоционально выжаты, если у них нет сил, дайте им «сверхурочный» выходной. Киносеанс, картинг, галерея – все, что вы любите. Пропуск одного дня погоды не сделает, а именно такие моменты ребенок потом будет вспоминать как лучшие в череде своих школьных будней.

 

Живите радостно. Живите каждый день. И пусть будет азарт и блеск в глазах.

       И неважно, сколько вам лет: 7, 18, 40 или 199.