Быть человеком

Поделиться
  • alt
  • alt
  • alt
  • alt

Текст: Ольга Либман

Быть счастливым трудно. Чем прогрессивнее становится общество, тем сложнее и запутаннее представляется путь к гармонии. Тем более хрупким становится момент переживания счастья. Психологи, коучи, представители духовных практик сходятся в одном – человеку не хватает самого себя, умения присутствовать в собственной жизни и проживать ее «здесь и сейчас». Звучит просто и логично, но почему эту идею так нелегко воплощать в реальности?

Современное понимание счастья крутится где-то в области комфорта, который изначально человек создал, стремясь к победе над природой. Теплый, уютный дом, близкие люди, работа, возможность содержать семью – в недалеком прошлом достаточное условие считать, что жизнь удалась.

Но с течением времени представления об успехе сильно изменились. Наш дом, внешний вид и окружающие предметы стали метафорой жизни, отражением нас. Представление о комфорте сместилось из физиологической области в сферу психологии. Как только производители товаров поняли это, мы сразу стали обществом потребления. Постепенно вещизм овладевал умами, предметы покупались ради них самих и, наконец, родился глобальный «культ новых вещей».

Сейчас можно купить, что угодно, но это не делает нас счастливыми. Краткий миг радости обладания предметом не длится долго, ведь индустрия диктует постоянную жажду нового. Сегодняшняя роскошь завтра становится нормой, и у типичного потребителя состояние удовлетворения постоянно ускользает от своей поимки. Нет никакой финишной черты, символизирующей окончание гонки. Потребление не как средство жизни, а как ее смысл.

Но пока мы тратим время на очередной распродаже, Гринпис публикует отчеты о глобальном изменении климата и количестве микропластика в мировом океане.

Готовы мы это признать или нет, но ответственность за избыточное потребление лежит не только на производителях товаров, но и на нас самих.

___________________________________________________

«There’s no planet B”, – говорят эко-активисты, призывают отказаться от пластиковых пакетов и пропагандируют вторичную переработку. Адепты концепции осознанного потребления и философии «Ноль отходов» утверждают, что жить экологично не трудно.

___________________________________________________

В основе теории – экономное расходование ресурсов, но важно понять, что экономия в бытовом понимании слова и разумное потребление лежат в разных плоскостях. Стремление купить как можно больше за меньшие деньги и импульсивный шопинг не имеют ничего общего со взвешенными покупками. Стратегия масс-маркета заключается в том, чтобы вовлечь нас в непрекращающийся цикл «покупка-выброс-покупка» и заботе об окружающей среде нет места в этой цепочке.

Экологически ненормально, когда не прогресс служит целям общества, а человек и природа служат целям прогресса, а между тем только на долю модной индустрии приходится 10% загрязнений пресной воды. Ежегодный объем одежного мусора достигает 92 тонн. По данным организации Ecowatch, каждую секунду в мире сжигают грузовики одежды. В пресную воду попадают вредные пестициды и поверхностно- активные вещества, в результате гибнут растения и животные. О рабских условиях труда людей, задействованных в индустрии моды, многие слышали: дети и взрослые работают за несколько долларов по 12 часов в день и дышат испарениями опасных красителей, не имея никакой законодательной базы для улучшения ситуации.

Шопинг превратился в движущую силу экономики, а магия малых чисел заставляет нас не замечать последствия погони за «быстрой модой».

«От одного меня ничего не случится», – думает потребитель, 74 Быть Здоровым ведь он не видит миллионов таких же. Он не видит, сколько ресурсов расходуется на каждую покупку. Он не видит совокупный итог всех этих «меня одного».

Некоторые бренды начали работать над внедрением «гуманного производства», сокращать объемы потребления воды, выбросы углерода, минимизировать отходы и даже выпускать предметы гардероба, изготовленные из переработанного вторсырья.

Поэтому у нас, современных потребителей, должно быть понимание того, что стоит за каждой вещью, близка ли нам политика производителя и разделяем ли мы его ценности. Для этого нужно чуть более осознанно подходить к выбору вещи, не покупать под властью сиюминутного желания. Сверхнизкая цена часто толкает нас на покупку в духе «я похудею и буду носить». В 90 процентах случаев эта схема оказывается провальной.

Если вы не можете четко ответить, зачем нужна вещь, и вы думаете про «всякий случай» или «пусть будет», оставьте вещь на полке или отложите в коробку ненужных вещей. Оценивая вещи по эмоциям, вы научитесь отличать способные принести радость в долгосрочной перспективе от тех, что навязывают реклама и стереотипы. И последняя проверка должна быть на соблюдение баланса между ценой и качеством. Действительно ли объект достоен потраченных на покупку ресурсов.

Важно понять, что осознанное потребление – это не аскетизм и отказ от удовольствий, а самый разумный тренд, который возникал за последние пару десятков лет. Человек не лишает себя радостей цивилизации, но получает радость от чувства сопричастности. Берет на себя ответственность при выборе вещей, услуг, продуктов, и через некоторое время понимает, что жизнь стала более наполненной и денег хватает абсолютно на все, что необходимо!

Ведь концепция осознанного потребления – это история не только о предметах гардероба. «Принципы трех R» – Reduce (потребляйте меньше), Reuse (повторно используйте) и Recycle (перерабатывайте) – применимы к любым действиям:

• Не покупайте одноразовые вещи. Утренний кофе дольше сохранит тепло и аромат в термокружке, а одноразовый стаканчик не пополнит очередную свалку, прожив всего 15 минут.

• Не берите пластиковый пакет в магазине. Гораздо приятнее складывать покупки в свою собственную сумку-шоппер, а на большинство продуктов можно наклеить ценник без одноразовой упаковки.

• Не выносите мусор в пакете или хотя бы вытряхивайте его, ведь именно пластик мешает естественно разлагаться другим отходам и повышает уровень образования вредных газов на свалке.

• Ходите больше пешком и, если едете в магазин на машине, покупайте достаточно, чтобы уменьшить углеродный след на планете.

• Откажитесь от чеков там, где это возможно, например, в банкоматах. На телефон приходит уведомление об операциях, а чеки не принимают во вторичную переработку, так как в составе чернил.

• Не выбрасывайте старые вещи. Попав на свалку, их ждет единственная судьба – будут сожжены, в то время как вы можете найти нового хозяина, дав объявление.

• Не выкидывайте продукты. Старайтесь делать покупки разумно, не покупайте лишнего, помните о том, если биоотходы не попадают в компост, то образуют метан в процессе распада.

___________________________________________________

Мы понимаем, что отдельно взятому человеку всей проблемы не решить, но, отказавшись от излишних покупок, формируя новые экологичные привычки, можно менять мир к лучшему. Потому что это не разовая экологическая акция, а образ жизни и мышления, который становится признаком интеллектуально развитого и социально- ответственного человека.

___________________________________________________