Быть человеком

Поделиться
  • alt
  • alt
  • alt
  • alt
Автор: Марина Меньшикова

«За еду никто не будет в аду… Кружку молока выпей — кровь у людей не пей !!!»

Архимандрит Павел Груздев

В светлом, уже убранном к Празднику храме было людно. Люди ставили свечи за родных и любимых, молились, многие плакали. А у церковной лавки разгорался нешуточный спор. Что можно, а что нельзя вкушать в последнюю неделю Рождественского поста, если она выпадает на неделю с 1 по 6 января и априори сопряжена с новогодними визитами друзей, встречами и застольями.

И тут мне вспомнился рассказ о беседе с отцом Иоанном (Крестьянкиным), когда его собеседник, ученик духовной семинарии, сетовал о трудностях поста и привел в пример католиков: вот, мол, римско-католическая церковь посты отменила. Батюшка тогда внезапно оживился: «И правильно сделали!». Все присутствовавшие при беседе замерли, а отец Иоанн продолжил

– Постятся те, кто ещё надеется спастись! – пояснил батюшка. – А римско-католические прелаты прекрасно знают, кто они и по какому пути идут. Так зачем же им поститься? Зачем изматывать себя? Пусть хоть здесь в удовольствие поживут. Им-то на что надеяться?

 

_____________________________________________________________

Сегодня в России отношение к постам у людей далеко неоднозначное. Казалось бы, во время поста даже в любимом кафе тебе обязательно предложат постное меню, в офисах во время перерыва на кофе коллеги обсуждают, кто от какого продукта смог отказаться. Поститься сейчас «модно».

_____________________________________________________________

 

Многие даже нецерковные люди стремятся соблюдать посты, в особенности – Великий. Получилось только однобоко…нецерковное сознание восприняло только ту часть поста, которая касается пищевых ограничений. О духовной составляющей речь практически не заходит. Да и задачи телесного поста, распространяющиеся, согласно учению Церкви, на воздержание во всех формах бытия физического тела, а не только на ограничение в пище, воспринимаются в урезанном виде. Получается, в мир пришла новая романтическая диета, овеянная колоритом христианского аскетизма.

Что же такое – пост?

Сам по себе пост не является изобретением христианства и применяется в большинстве религий мира: и примитивных, и развитых, и давно канувших в лету, и существующих в наши дни. Разные религиозные культуры, зачастую совершенно не связанные между собой, обосновывали пост в качестве особой духовной практики. Постились и многочисленные народы Юго-Восточной Азии, в частности, малайцы, желавшие застраховать себя от ран. И чернокожие жители африканского континента, зулусы, которые полагали, что без поста невозможна связь с духами; они даже сложили соответствующую поговорку: «Постоянно сытый, не может видеть тайных вещей». И создатели крупнейшего государства, могучей империи доколумбовой Южной Америки – инки, причем отказ от пищи животного происхождения у них являлся обязательным требованием подготовки к большинству празднеств и церемоний, а наиболее религиозные индейцы постились в течение года. Не едят мяса и последователи зародившегося в песках Аравийского полуострова ислама, для которых пост – один из пяти столпов веры, обязанность всякого, называющего себя правоверным. И индусы, любящие в постные дни вспоминать предание о том, как одному постившемуся царю было дано созерцать бога Шиву.

У религиоведов распространена точка зрения, что корни поста уходят в первобытную эпоху и непосредственно связаны с религиозно-магическими запретами. И действительно, представления, связанные с постом изначально зависели от конкретных условий жизни человека, но довольно быстро вытеснялись исключительно религиозной составляющей.

 

_____________________________________________________________

Получается, во всех религиях пост несет особый духовный и нравственный смысл, а его главнейшее значение основано на представлении об очищении души человека. Пост как верное средство для преодоления человеком своей ограниченности, торжества духа над чувственным и, как следствие, подъема на новый духовный уровень.

_____________________________________________________________

 

Прямые указания на постническую практику содержатся в Священном Писании христиан. Иисус Христос перед выходом на проповедь сам явил миру пример постничества: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф. 4: 1–2; см. также: Мк. 1: 12–13; Лк. 4: 1–2). И во время проповеди Христос подтвердил необходимость поста: «Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк. 2: 18–-20).

В «Дидахе» («Учение 12 апостолов»), наиболее часто памятник датируют концом I – серединой II веков, сообщается о предписании соблюдения постов по средам и пятницам, а также поста перед крещением.

Христианский пост существенно отличался и отличается от постнических традиций других религий. Во многих восточных культах люди отказываются от определенных видов продуктов на всю жизнь, потому что считают их порождением темных сил, нечистыми или наоборот, неприкосновенным вместилищем переселившейся человеческой души.

 

_____________________________________________________________

В христианстве нет запретов ни на какую пищу. Временный отказ от мясного и молочного связан с почитанием Иисуса Христа, Богоматери и великих святых. Христианский пост не время скорби, как сейчас часто ошибочно преподносят его СМИ. Тем более, что уныние и печаль в Православной традиции являются большим грехом. Наоборот, пост предваряет великие праздники – Рождество и Пасху, каждую субботу. Это возможность показать Богу свое смирение и послушание. А сам пост имеет не столько физическое, сколько духовное значение. Его цель – приближение к Богу сердцем и мыслями, очищение души.

_____________________________________________________________

 

Через аскезу, отказ от чего-либо важного и дорогого для нас мы меняемся и в первую очередь меняемся внутренне. И как это не парадоксально, иногда нужно всего лишь отказаться от любимого кофе по утрам или 40 дней не пользоваться социальными сетями, чтобы стало легче дышать и жить. Конечно, пост – это не диета, ни физическая, ни духовная. Это зона роста и развития, смирения и осознания себя частью Вселенной. Можно сказать, что пост — это время очищения от всего ненужного в голове и сердце, время, которое мы должны потратить на самое важное – на общение с Богом. Именно поэтому во время постов усиливаются молитвенные правила и верующие стараются больше времени проводить за чтением Священного Писания.

Многие замечали, что в начало поста приходят самые сильные искушения: ссоры, конфликты, порой несправедливые нападки, приглашения на различные празднества сомнительного характера, и так далее – у каждого свое. Так и должно быть. Ведь пост подразумевает удаление от всякого рода зла через смирение своей реакции, помыслов и дел. Умея управлять телесным, мы просветляем душу и освобождаем ее от всего земного, часто надуманного нами и ненастоящего.