Быть человеком

Поделиться
  • alt
  • alt
  • alt
  • alt

Всё пройдёт: и печаль, и радость.

Всё пройдёт – так устроен свет.

Всё пройдёт, только верить надо,

Что любовь не проходит, нет.

(Л.Дербенев)

Подготовила Евгения Бахурова

Мы, родители и бабушки-дедушки детей и внуков XXI века, воспитывались во времена «несколько» иной системы государственного образования и просвещения. Старшие с чистой совестью могли доверить воспитание своих подрастающих отпрысков специально обученным и, практически без исключения, фанатичным и преданным своей профессии людям – педагогам. Сейчас же мир перевернулся с ног на голову. Родители постоянно находятся на работе, а дети… Наши дети закрываются от нас, уходя в интернет. Они оказываются предоставлены самим себе, на пороге соблазнов манящего киберпространства. Как же быть обеспокоенным родителям? Что можно сделать, чтобы не потерять своих чад? И как снизить градус растущей в результате воздействия сети детской агрессии?

 История болезни

Да, мир стал другим – это никто оспаривать не станет. Безусловно, любое время несёт в себе как положительные, так и отрицательные моменты – кто станет с этим спорить? Но несмотря на это очевидно, что в советское время родитель спокойно мог доверить ребенка школе. Он знал, что выверенная годами система чётко:

а) обеспечит базовыми знаниями;

б) привьёт навыки социализации;

в) разовьёт творчески и физически;

г) обеспечит безопасный досуг.

В те времена ещё мало кто страдал от пищевой аллергии, а столовые и комбинаты питания работали на полную мощь и не использовали в производстве добавок и консервантов. А сейчас вот вам, детки, картошечка обезвоженная и морковочка под вакуумом, сосиски без мяса, но с усилителем вкуса. То есть, школе сегодня сложно доверить даже питание ребенка. Не говоря о воспитании. Педагоги «старой закалки» частично потеряли контроль над современными детьми: на них нельзя повышать голос, наказывать, ограничивать в передвижении, воспитывать с помощью трудотерапии, например, исключены дежурства в классе – у школьников остались лишь права и минимум обязанностей. А вот новое поколение педагогов зачастую и сами подвержены «зависимостям» современности: сообщения в социальных сетях во время уроков, оповещения с сайтов знакомств, мессенджеры – какое там положительное влияние на воспитанников.

Можно подумать, не курили советские дети – скажете вы. Курили. Сначала в туалетах образовательных учреждений и летних оздоровительных лагерей, а потом бегали на школьный двор. Можно подумать, современные детекторы дыма и запреты руководства решили эту непростую проблему. Так же бегают и курят. Но выбегают на школьные задворки порой вместе с молодыми учителями. У педагога работа стрессовая, и он тоже не прочь закурить. «Жить стало лучше, жить стало веселее!»

 

Жалобы и симптомы

Что имеем на сегодня? На сегодня мы имеем круглосуточно работающих взрослых и вездесущий интернет, заменяющий «мамок и нянек». Сеть, одним словом. Говорящее название для невидимой и опасной под определённым углом штуки.

Елена, мама двух подростков, 38 лет, г. Санкт-Петербург:

«По моему опыту — мальчики особенно подвержены влиянию интернета. Мой старший сын уже полностью затянут… Ему ничего не интересно. Если я пытаюсь лишить его компьютера, он проявляет агрессию: злится, повышает на меня голос или, наоборот, впадает в депрессию и не хочет общаться. Это подобно наркотику… К психологу он сходить отказывается».

 Мария Виноградова, детский и семейный психолог, гештальт-терапевт, г. Москва:

«Особенности современной жизни таковы, что значимые взрослые далеко не всегда имеют возможность не только интересоваться переживаниями и заниматься воспитанием детей, но и просто быть рядом, когда им это необходимо.

Предоставленные самим себе, дети ищут удовлетворения своих насущных потребностей: им хочется, чтобы их слушали, жалели, понимали, вдохновляли, поддерживали.

Когда ребенок не получает необходимого внимания от родных, учителей и даже друзей, он находит простой и одновременно деструктивный вариант ответа – компьютер. Отрицательное влияние на детей очевидно: обилие рекламы и игр, где без лишнего старания можно обрести титул самого красивого, умного и сильного – стать непревзойденным лидером. В результате, поведение ребёнка становится по-настоящему агрессивным: он говорит или делает что-то вызывающее и снова погружается в мир у экрана, где его ждёт очередная победа».

Зачастую и мы, взрослые, оказываемся закованными в липкие путы интернет-ловушки: пять минут, десять, новости, сериалы – вроде и позволил себе посмотреть полчаса, а оказалось – полдня потрачено впустую. А дети? Что же дети? Ребенок по природе любопытен. Это раз. Он пойдет «сёрфить» (от англ. «to surf the Internet» — «лазить по интернету») просто любопытства ради. Сначала мультики – вроде бы безобидно, но без наличия контроля со стороны взрослого и условленной лимитированности времени – пиши пропало. Это два. Затем начнутся походы на всем известный канал youtube. Без участия знающего взрослого, который сможет вовремя заблокировать ролики и всплывающие баннеры недвусмысленного содержания – тут никак не обойтись.

Сейчас этой темой обеспокоены уже не только родители подростков и младших школьников, но даже и воспитанников дошкольного отделения.

Милена, 33 года, мама дошкольника, г. Висагинас, Литва:

«Я, как родитель подрастающего малыша, считаю, что чрезмерное пользование интернетом влияет на детей крайне отрицательно. Уже сейчас начинаю задумываться, как лучше всего будет ограничить нахождение ребенка в сети. Особенно меня беспокоит youtube, где всё находится в открытом доступе».

 А три – это тематические группы, которым напичкана сеть. Как правило, у подобных социальных групп миллионы подписчиков. Но если бы только соцсети и паблики (сокращ. от «публичная страница») использовались общения ради.

_________________________________________________________

Зачастую они пестрят постами, развивающими у детей депрессивные состояния: «Меня никто не понимает/не любит», «У меня нет друзей», «У меня ничего не получится» и так далее.

_________________________________________________________

Согласно данным Роскомнадзора, Единый реестр запрещённых интернет-ресурсов постоянно пополняется новыми адресами. А благодаря счётчикам просмотров, во время мониторинга было обнаружено, что подобные сайты и размещённые на их станицах посты набирают многомиллионные количества посещений. В результате дети начинают транслировать свои настроения в реальную жизнь и развивается ряд патологических состояний.

Алевтина Ильичева, школьный психолог, г. Москва:

«Если мы, родители, не начнём контролировать время, проведённое нашими детьми в сети, нас ждут разнообразные неприятные последствия от ухудшения зрения и повышенного уровня агрессии до серьёзных форм зависимости от интернета – сетеголизм, а также кибераддикция – зависимость от компьютерных игр. В группе риска состоят дети, у которых наблюдается:

  • недостаток общения со сверстниками и значимыми людьми;
  • недостаток внимания;
  • отсутствие увлечений или хобби, не связанных с компьютером;
  • неуверенность в своих силах и трудности в общении;
  • сильно занижена или завышена самооценка».

Лечение и прогноз выздоровления

 При всей запутанности сформировавшейся ситуации, решение должно быть комплексным.

  • Во-первых, это необходимость сохранения контакта с ребёнком и проявление искренней заинтересованности его жизнью. Готовность прийти на помощь, умение проявить сострадание и продемонстрировать гибкость, быть готовим пожалеть – с одой стороны, звучит несложно, но всё же требует от родителя определенной чуткости и деликатности.
  • Во-вторых, попробуйте находить вместе с сыном или дочерью новые увлечения, возьмите ситуацию в свои руки, и, в том числе, с помощью семейного и/или детского психолога – специалисту всегда виднее, с какой стороны лучше подойти к «обиженному ощетинившемуся ёжику». Он научит, как правильно проработать детскую компьютерную зависимость, даст практические рекомендации.
  • В-третьих, научитесь хвалить ребёнка и дайте ему возможность почувствовать себя лидером, значимым, нужным в реальной жизни, а не только в компьютерной игре. И – опять же – даже у компьютерных игр и зависимостей две стороны медали.
Алёна Голзицкая, семейный психотерапевт, научный сотрудник Психологического института РАО, г. Москва:

«Сами по себе компьютерные игры не являются ни абсолютным злом, ни бесспорным благом. Они построены на проявлении детьми и подростками тяги к разыгрыванию ролевых моделей и стремлению к обретению и удержанию лидерства. Сложность в том, что эмоции, которые испытывают дети в процессе игры, в таком экстремальном подчас проявлении применить им в обычной жизни негде – вот и появляется зависимость от новых ярких впечатлений. Но есть и положительные моменты: расширение кругозора, совершенствование навыков внимания, координации, языковая практика, опыт проживания разноплановых эмоций».

Таким образом, стоит придерживаться правила золотой середины: полностью не лишать подростка возможности посёрфить или поиграть, ведь интернет уже стал частью нашей реальности, а установить чёткие рамки – обговоренный лимит времени, позволяющий ему находиться в сети.

_________________________________________________________

А также Любовь. Не забывайте ежедневно обеспечивать своих чад витаминами родительской любви. Поцелуи, объятия – пусть по торчащим на загривке иголкам, но любящего родителя ведь это не пугает. Помните, всё пройдет – пройдет и это, но Любовь – не проходит, нет.

_________________________________________________________