Быть человеком

Поделиться
  • alt
  • alt
  • alt
  • alt
Текст: Анастасия КАРТАШОВА

«Познание начинается с удивления», — когда-то сказал Аристотель. Что значит «удивление», и почему именно с него начинается познание?

Что это?

Психологи относят эмоцию удивления к одной из самых сильных, определяя ее как кратковременную, быстро проходящую реакцию на внезапное, неожиданное событие.

Узнать больше

Многие гении в детстве или подростковом возрасте испытали эту эмоцию, что послужило огромным стимулом в их последующей деятельности. В возрасте шести лет, получив в подарок компас, Альберт Эйнштейн сильно удивился. Он никак не мог понять, как работает эта штуковина. С раннего детства Чарльз Дарвин, наблюдая за окружающим миром, всегда задавался вопросом: «Как Бог мог создать такое многообразие?» В девять лет Томас Эдисон очень увлекся химическими экспериментами, описанными в книге Ричарда Грина Паркера «Натуральная и экспериментальная философия», которую получил в подарок на день рождения от своей мамы. Несмотря на разнообразие своих открытий и изобретений, всех этих людей объединяет одно. Когда-то в детстве, испытав однажды большое удивление, они захотели узнать больше.

Учиться удивляться

Доказано, что именно удивление является хорошим стимулом в обучении, которое затем перерастает в постоянный интерес. Учебный процесс будет идти куда быстрее и продуктивнее, если ребенок заинтересован и действительно хочет узнать и изучить что-то. Поэтому многие психологи и педагоги советуют учиться удивляться. Оказывается, эту способность также возможно развивать. Следует отметить, что в возрасте от одного года до трех лет все события в жизни детей являются для них удивительными, потому что в этот период наблюдается активная исследовательская деятельность. Малыши удивляются всем открытиям, которые совершают изо дня в день. Поэтому очень важно со стороны родителей сохранить и развить эту способность у детей.

Нужно помнить

Когда ребенок сделал открытие для себя и хочет поделиться этим — может, он впервые увидел, как прыгает кузнечик, или заметил морозные узоры на стекле — необходимо бросить все, чем бы вы ни занимались, и поторопиться к нему. Вы потратите пару минут, но удивление от этого открытия ребенок разделит с вами. Каждый день во время прогулки, игры, подготовки к чему-то или в процессе любого другого занятия находите что-то удивительное вокруг вас. Этим удивительным может оказаться не похожее на другие здание, интересной формы облако или изменившие цвет листья на деревьях.

Замечайте, а главное — обсуждайте удивительное вокруг с вашими детьми. Ребенку захочется узнать больше, и он во что бы то ни стало будет искать ответы на свои вопросы.

Знайте

В то время, пока вы учитесь удивляться вместе со своим ребенком, вы сами начинаете замечать все больше поразительного вокруг себя, и жизнь становится удивительной!

 

Эту тему мы обсудили с известным специалистом в области развития креативности Анатолием Гином.

Анатолий ГИН

основатель и научный руководитель Международной лаборатории «Образование для Новой Эры», вице-президент Международной ассоциации ТРИЗ по вопросам образования

 — Существуют ли конкретные приемы, способы научить ребенка удивляться?

— В какой-то мере способность удивляться у людей врожденная. Но, как и всякую другую врожденную способность, ее можно или поддерживать и развивать, или «гасить». Способов поддержки и развития не так уж мало. Во первых, старайтесь найти необычное в самом обычном, окружающем вас мире. Задавайте вслух вопросы ребенку или друг другу при ребенке и рассуждайте вместе с ним о самых простых предметах. Например: почему все птицы летают, а куры нет? А какие еще птицы не летают? Они никогда не умели или разучились? Почему? А почему окна в доме прямоугольные, а в самолете круглые? А зачем все врачи в белых халатах ходят? А кто осенью листья красит? Кстати, совсем не обязательно вы сами должны знать ответы на все эти вопросы. Во-вторых, показывайте ребенку простые фокусы, делайте эксперименты. Для этого не всегда нужно иметь какое-то оборудование. Например, послушайте, как звучат разные домашние предметы, если по ним постучать ложечкой. Удивитесь, что маленький фужер звучит громко, а большой шкаф или чемодан — тихо.

— Как самому родителю научиться замечать удивительные вещи вокруг?

— Действительно, взрослым людям, не имеющим соответствующих навыков, иногда бывает трудно находить удивительное в обыденном. Но, поверьте, эти трудности преодолимы. Поупражняйтесь с кем-либо из своих близких 3—4 раза, и все станет на свои места. Может быть, вы даже сами удивитесь тому, как научитесь видеть этот мир с разных сторон. А что касается фокусов, то не обязательно все их показывать самому — в Интернете можно найти съемки фокусов, доступных для понимания детей разного возраста. Если у вас есть твердое намерение поддерживать в ребенке способность удивляться, а значит, и растить его стремление к познанию мира, — у вас все получится.