Быть человеком

Поделиться
  • alt
  • alt
  • alt
  • alt
Подготовила Евгения Бахурова

Родители хотят, чтобы их дети развивались всесторонне и посещали кружки и секции дополнительного образования. Лишних знаний, как известно, не бывает – вот и ратуют взрослые за танцы, фехтование и вокал. Мама видит в дочери будущую актрису, папа в сыне — будущего авиаконструктора, а сами Таня и Ваня вообще никуда не хотят. Так и заполняется ежедневное расписание на неделю после школьных занятий. А жить-то когда?

 Разумное планирование

Без разумного планирования времени, как известно, никуда. Конечно, сейчас появилось гораздо больше возможностей для детского досуга и развития, и нам, родителям, так хочется заполнить каждую минутку своего чада на благо. Но благими намерениями, как говорится… Поэтому разумность, разумность и еще раз разумность, дабы и палку не перегнуть, и на самотек не пустить. Но стоит также учитывать, что и рамки разумности у всех ведь разные, правда?

Какого вы типа?

Существует два типа родителей: те, кто считает, что ребенок может заниматься дополнительно каким-то факультативом после школы, но в меру (пару раз в неделю). Есть и другой тип родителей: те, которые стараются заполнить все внеурочное время ребенка полностью. Как следствие, в обоих случаях есть как минусы, так и плюсы. Если при дозированном выборе кружков и секций у ребенка остается время на передышку, то во втором случае – времени нет совершенно. А если кружки и секции выбраны не столько удовольствия ради, а профессиональные или полупрофессиональные, то организм подвергается ежедневному стрессу и испытанию на прочность. С одной стороны, это и неплохо. На мой взгляд, дети и не должны расти в тепличных условиях. Но в меру.

Приведу личный пример. Так уж сложилось, что младшая дочь попала в начальной школе в усложненную программу, которая предусматривает окончание началки за 3 (вместо 4) года. Как следствие, первый год напоминал все круги ада из «Божественной комедии» Данте. Зато ребенок начал закаляться, и уже на втором году обучения справляется как с 4-5 часами родного, так и иностранного языка в неделю. Я не говорю уже про то, что она учится преодолевать себя, свои слабости, лень – все то, что мешает нам всем, и детям и взрослым, двигаться вперед. Поэтому тут нужно смотреть по ребенку и решать уже вам – нагружать или не нагружать.

Для радости

Самый благодарный выбор секции – на личный вкус ребенка. Любит рисовать – отдайте в художественный кружок или школу, есть способности к языкам – пусть занимается с репетитором или в группе, учит сразу два ин.яза. Хорошо танцует, есть чувство ритма – почему бы не попробовать силы в танцах или хореографии? Главный критерий выбора секции – заинтересованность ребенка. Не родителя, не бабушки и дедушки – здесь уж точно не нужно давить и навязывать свои вкусы.

С заделом в будущее

Нынешняя система образования дает родителям возможность выбирать: будет ли ребенок посещать школу очно в ее традиционном варианте или они отдадут предпочтение семейной форме обучения или экстернату. Почему бы нет, если таким образом ребенок сможет осваивать школьную программу, но параллельно заниматься в профессиональном заведении (художественная, балетная и прочие школы и академии) и овладевать основами будущей профессии. По своим наблюдениям, частенько финальный выбор профессии вытекает именно из детских приверженностей тому или иному виду деятельности.

А если пока никуда

Бывает и так, что ребенок успевает заниматься лишь исключительно школьной программой, а на дополнительные секции у него времени не остается. Во всех школах разные программы: где-то попроще, где-то посложнее. Дети тоже все с разными способностями: кому-то достаточно прочитать пару раз и пересказать, кто-то сидит над учебником час – вот времени на кружки и не остается. На мой личный взгляд, главная проблема – это наличие у ребенка неиспользуемого свободного времени. Если оно есть, то он будет заполнять его по своему усмотрению, а сейчас это компьютерные игры, гаджеты или слоняние по улицам. А если ребенок весь вечер корпит над уроками, то не факт, что у него хватит сил потянуть еще какой-то факультатив. Тут все важно в меру. Родитель, как старший наставник, может только предложить, а не насаждать то или иное занятие – вы можете вместе с ребенком подумать, чем бы он хотел заниматься, есть ли у него на это силы или сейчас их нет совсем. А гнаться за кем-то и копировать — дело неблагодарное, сами знаете. Поэтому основные рекомендации при выборе кружков и секций:

  • Смотрим по загруженности ребенка;
  • Оцениваем психоэмоциональное состояние;
  • Принимаем во внимание его личные желания;
  • Не реализовываем личные амбиции;
  • Поддерживаем в выборе;
  • Не давим (поставила бы на первое место);

Счастливого детства и досуга!